Перерасчет воды по счетчикам
Перерасчёт за воду по счётчикам: 354 постановление, корректировка, переплата по показаниям
Оплата коммунальных услуг является обязательным пунктом бюджета любой семьи. Контроль реально потребляемых данных в квитанции по водоснабжению помогает экономить деньги. Обнаружив несоответствия в квитанции, вы вправе требовать перерасчёт.
Что такое перерасчёт за воду в квитанции ЖКХ
Кроме оплаты холодной и горячей воды своей жилой площади, собственник оплачивает расходы для обеспечения общегодомомвого имущества. Сумма показаний квартирного счётчика и общедомового водомера (ОДПУ) образует общий платёж, который выставляет УК потребителю.
В квитанции, возможно, присутствие пункта «перерасчёт». В сторону увеличения эта графа изменяется ресурсными компаниями в итоге ревизии счётчиков. Чтобы снизить сумму, – делается заявление на пересчёт.
За какой период делается перерасчёт воды по счётчикам
Службе коммунального хозяйства разрешено переводить помещение собственника на оплату воды по нормативам, когда он долго не подавал данные по водосчётчикам. Первые 3 месяца оплата просчитывается из среднего потребления в предшествующий период. После 3 месяцев начисляется оплата по региональным нормативам.
В п.84 Правил №354 говорится: если не передавались показания 6 месяцев, то снять их должен представитель управляющей компании. Он проверяет целостность счётчиков – наличие пломб, сверяет показания и т. п.
После признания счётчиков исправными и передачи показаний – следующий платёж должен поступить с пересчётом за водоснабжение. Исходя из разницы между новыми данными и последними подаваемыми. Если оплачено больше, чем было необходимо, то выполняется перерасчёт воды по счётчикам, показания которых не передавались. Сумма переплаты будет зачтена в счёт следующей оплаты квитанции.
Основания для перерасчёта
- Проверка счётчиков квартиры . Несоответствие показаний, предъявляемых владельцем для расчёта, с данными, обнаруженными при проверке. Возможно, увеличение суммы либо её уменьшение.
- При нарушении собственником норм подключения также проводится перерасчёт за воду . Основой является акт комиссии, которая установила факт ошибочного подключения. К ежемесячному платежу будет добавлена оплата неучтённых ресурсов, зависящая от пропускной способности трубы. Вручается предписание на устранение подключения. П.62 Правил №354 гласит – если нельзя уточнить дату некорректного подключения, доплата начисляется за 3 предыдущих месяца.
- Выявление случаев вмешательства в работу водомера . Основание пересчёта – срыв пломбы, повреждение корпуса, срок поверки счётчика пропущен и другое. Пересчёт осуществляют с даты пломбирования или установки счётчика. Срок перерасчёта не может превышать 3 предыдущих месяца, с момента обнаружения факта вмешательства.
- Невыполнение условий водоснабжения . Например, ГВС низкой температуры либо перебои в подаче воды, превышающие нормативные сроки. За некачественные услуги или отсутствие таковых, собственник имеет право на возмещение ущерба со стороны виновного лица согласно разделу 9 Постановления №354.
Должен ли водоканал делать перерасчёт
Водоканал выполняет перерасчёт воды на основе акта, протокола проверки водосчётчика либо по заявлению собственника. Гражданин направляет заявку в Водоканал, который регистрирует её. Если есть сопутствующие документы в виде актов, заключений – он приобщает их.
Принимается решение о перерасчёте в срок до 5 рабочих дней (переплата учитывается в оплату будущих платежей) либо выносится решение об отказе. При несогласии с решением, собственник обращается в суд, Роспотребнадзор либо прокуратуру.
Как быть, если горячая вода не соответствует нормам
При подаче ржавой или тёплой воды, наличие перебоев в обеспечении водоснабжения выполняется перерасчёт горячей воды. Температура воды по СанПиН обязана быть не меньше 65 градусов, колебание – не может превышать 3-5 градусов за сутки.
Согласно Правилам оказания коммунальных услуг, вода ниже 40 0 С оплачивается по тарифам ХВС. При температуре меньше 65 0 С – цена снижается на 0,1% за каждые 3 градуса ниже нормы.
В Водоканал заявление на пересчёт направляется, если соглашение подписано с ними, или в УК – когда платежи проходят через неё. Обязательно указывается срок предоставления некачественной услуги.
Документы для перерасчёта
- Заявление собственника – основа для перерасчёта показаний счётчиков воды. Посмотреть пример заполнения Word/PDF.
- При корректировках данных счётчиков – акты поверки счётчиков. При предоставлении несоответствующего качества воды – акт замера температуры, акт об отсутствии водоснабжения.
- Документация, фиксирующая отсутствие потребителя:
- Билеты на проезд;
- командировочное удостоверение или справка с работы;
- справка из больницы/санатория;
- гостиничные счета и т. п.;
- жилое помещение охраняется – справка из охранной фирмы;
- справка, удостоверяющая проживание в учебном заведении;
- справка от дачного/садового товарищества;
- другие документы, подтверждающие отсутствие жильца.
Требуются копии с документов, заверенные органами, которые их выдали. Билеты являются исключением.
Почему при наличии счётчика на воду квитанции приходят по норме
Такое, возможно, в следующих случаях:
- если вы не уведомили УК о монтаже ИПУ (нет пломбы, не ведётся учёт счётчика в жилищных эксплуатационных службах);
- истёк срок поверки водомера.
Оба случая исправляются путём вызова специалистов УК для проведения необходимых мер (опломбирования и ввода в эксплуатацию).
Могут ли отказать в перерасчёте за воду
В соответствии с п. 31 Постановления РФ №354 коммунальщики принимают к расчёту данные счётчиков воды за расчётный период, за который они были сняты. Если же собственник не воспользовался правом подачи данных счётчика, то исполнитель выставляет тариф за услуги, основываясь на п. 59, п. 60 Постановления №354.
Таким образом, при снятии собственником показаний со счётчиков для службы коммунального хозяйства, пересчёт за предшествующие периоды на базе этих показаний не производится.
Управляющая компания не делает перерасчёт за воду, что делать
При отказе управляющей организации в перерасчёте, следует получить их письменный отказ. На основе этого отказа пишется жалоба в Роспотребнадзор или прокуратуру. В ней описывается ситуация и прикладывается отказ, прикрепляются документы, обосновывающие перерасчёт.
После проверки контролирующей организации перерасчёт не выполнен, тогда подаётся исковое требование в суд.
Пока идут разбирательства, рекомендуется производить оплату квитанции за горячую и холодную воду в размере начисляемых тарифов. Это поможет избежать задолженности перед Водоканалом. В случае удовлетворения вашей претензии, все денежные расходы будут возмещены собственнику квартиры либо дома.
Как производится перерасчет за воду, если стоят счетчики
Опубликовано lpunity в 12.11.2018
К удивлению многих абонентов, ставших обладателями индивидуальных приборов учета, через некоторое время после масштабной компании перевода на суммированный учет, счета стали завышаться. Что же произошло? После того, как большая часть клиентов водоканала перешла к оплате за фактическое потребление, коммунальные службы перешли к следующей стадии компенсации «своих убытков».
На каждый дом отныне ставится общедомовой прибор учета расхода воды. При подведении итогов месяца подразумевается следующее: разница между показаниями общедомового прибора учета по ресурсу (например, по холодной воде) и суммарным объемом показаний абонентов считается расходом на общедомовые нужды. Полученный таким образом объем делится пропорционально между жильцами в соответствии с занимаемой площадью жилых помещений и добавляется в квитанцию, которая приходит ежемесячно (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Какой может быть перерасчет за воду, если стоят счетчики?
И так, разберемся, что входит в общедомовое потребление по холодной воде в городе Москве:
- Расход воды на помывку подъезда;
- Холодная вода, которая пошла на полив растительности на прилегающей к дому территории;
- Вода, израсходованная на промывание сетевого водопровода;
- Потери в водопроводе, относящемся к домовой сети.
Вас ожидает перерасчет за воду при установленных счетчиках даже за горячую воду:
- Объем воды, который сбрасывается в канализацию во время проведения ремонтных работ;
- Горячая вода считается потраченной на общедомовые нужды во время проведения опрессовки (создание испытательного давления);
- Потери в водопроводе горячей воды, относящемся к домовой сети.
- Технологические работы, которые проводятся во время подготовки к сезону отопления.
Как видно из Постановления, перерасчет воды при наличии счетчиков вполне может иметь место. В данном случае доплата в квитанции появляется исключительно по независящим от абонента факторам. Кстати, сюда же стоит добавить разницу потребления между фактическим (не зафиксированным) и нормативным значением по абонентам, которые не пользуются счетчиками. Получается, что за своих соседей платит весь дом. С точки зрения поставщиков коммунальных ресурсов, вполне справедливо.
Как сделать перерасчет за воду по счетчику в меньшую сторону
Если абонент имеет в своей квартире зарегистрированный в установленном порядке прибор (приборы) учета воды, ему предоставляется возможность проявления инициативы. Она заключается в проведении пропаганды монтажа счетчиков тем соседям, которые таковых не имеют. Вполне понятно, что при отсутствии в доме ТСЖ, такую работу провести трудно, да и вряд ли таким людям понравится наличие у себя в доме средств учета реального потребления.
В настоящее время многие абоненты пользуются средними тарифами в свою пользу. Например, большая часть родственников может быть прописана в квартире, где стоят счетчики, а фактически проживать в помещении, в котором нет зарегистрированных приборов учета. Получается, что по тарифу одного человека модно тратить сколько угодно воды. Ее будут себе оплачивать недовольные соседи, которые то и дело ищут ответы на свои вопросы на форумах.
К следующей категории жильцов, которые непосредственно участвуют в перерасчете по счетчикам за воду, это абоненты, которые просто не предоставляют показания. Согласно нормативным документам, абонентский отдел водоканала увеличит имеющуюся задолженность по точке потребления как среднее значение за последние три месяца. Цифра гарантированно будет далека от реальной. Соответственно, вся разница уйдет все в те же домовые нужды, — всем абонентам, имеющим индивидуальные приборы учета, будут произведены доначисления за воду при счетчике.
Третий способ, который позволит уменьшить перерасчеты за потребленную воду, опять же инициативный. Вполне очевидным является то, что оплата за потери сетевой воды по причине неисправного водопровода, не должна ложиться на плечи потребителя. Разумным действием будет обращение в управление коммунальных служб с просьбой провести проверку качественного состояния водопровода и устранение нарушений его целостности.
Это является непосредственной обязанностью водоканала. Даже отсутствие денежных средств на проведение подобных работ не должно смущать абонента. При наличии на руках официального отказа можно передать свое обращение в органы, являющиеся надзорными для водоканала.
Перерасчет за воду после установки счетчиков в меньшую сторону
Те абоненты, которые долгое время не предоставляли показания по приборам учета, всегда могут обратиться в офис коммунальной службы за новым начислением задолженности. Часто такие случаи имеют место в связи с длительным убытием на проживание в другую местность. В это время квартира может сдаваться арендаторам, которые просто не задумываются о таких моментах, как индикация приборов учета. Их инструктируют достаточно просто, — платить по квитанциям в счет уменьшения арендной платы. Все довольны, кроме соседей. По факту, в квартире прописан один, начисления осуществляются на одного проживающего, а потребление может оказываться много больше.
Тем не менее, такой абонент при прибытии вправе обратиться с просьбой сделать новое начисление. Естественно, вопросов, как сделать перерасчет воды по счетчикам, ни у кого не возникнет. Довольный собственник заплатит меньше, вот только не факт, что перерасчет коснется остальных жильцов.
Как сделать перерасчет воды без счетчика
Об этом способе известно всем. Для этого необходимо предоставить в абонентский отдел водоканала справку, подтверждающую временное отсутствие жильцов в квартире. Например, такой документ перед убытием в отпуск могут выдать на работе в отделе кадров.
Как говорится, спасение утопающих дело рук самих утопающих. Не в воде, конечно, а в больших начислениях за нее. Необходимо добиваться повышения качества водопроводных сетей и уменьшения числа нерадивых соседей.
Перерасчет платежей после поверки счетчика воды
Встречаются ситуации, когда поверка водомера уже завершена, а управляющая компания отказывается проводить перерасчет. В этой статье мы расскажем, как поступать в этом случае и какой существует порядок перерасчета платежей за воду после поверки счетчика воды.
Как действовать, если в перерасчете отказывают?
Если досконально разбирать этот вопрос, то оказывается, что отказ управляющей компании в проведении перерасчета после поверки является с ее стороны правомерным действием. Ведь прибор учета воды прошел поверку и теперь находится в надлежащем состоянии. Из этого следует, что отсутствует необходимость проводить смену показаний счетчика, согласовывать их с нормативами, высчитывать время межповерочных интервалов перед тем, как будет проводиться дальнейшая поверка.
Правила предоставления собственникам жилья коммунальных услуг регламентируется Постановлением Правительства России №354 от 06.05.2011 г. (далее Правила):
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги
п.61. Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
П.81 (12) этих Правил четко оговаривает, что прибор учета, у которого закончился межповерочный интервал, признается вышедшим из строя. Из этого следует, что данные для расчета платы за воду, которые подаются на основании показаний такого водомера, приниматься не будут.
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги
81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
В течение первых З-х месяцев после возникновения такой ситуации оплачивать за воду абонент будет по среднемесячным показаниям, а после истечения этого срока – по нормативам потребления (п.п.59,60 Правил).
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги
59 б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, — начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
60. По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «а» и «в» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил.
При расчете платы за коммунальную услугу в соответствии с настоящим пунктом не применяется дифференциация тарифов по зонам суток и иным критериям.
Лишь после окончания проведения поверки водомера и официального подтверждения его работоспособности (Актом проведения поверки), возобновляется оплата исходя из показаний прибора учета воды. Однако, перед этим нужно, чтобы прошедший поверку водомер абонента был введен в эксплуатацию официально. В этом случае необходимо составить Акт ввода в эксплуатацию водомера, после чего прибор опломбируется (такая процедура детально описана в п.81(6) Правил).
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
VII. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний
81(6). По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
Отказ в осуществлении перерасчета: возможные причины
Исходя из данных водомера, указанных в акте ввода его в эксплуатацию, начинает производиться расчет за воду после поверки счетчика. Осуществляется это по такой же процедуре, которая предусмотрена для установления нового водомера (когда расчет платежей за воду начинается с нулевых показателей), а не поверкой старого.
В этом случае стоит написать в расчетный центр официальную претензию, в которой выразить свое согласие с требованиями Правил к процедуре ввода водомера в эксплуатацию после проведения его поверки. В этом документе нужно указать, что возможности перерасчета оплаты за воду «задним числом», исходя из показаний водосчетчика, признанного по итогам проведенной поверки исправным, действующими Правилами не предусмотрены. На этом основании стоит потребовать, чтобы начисления дополнительных сумм оплаты за воду были отменены.
Если реакции на Ваше обращение не последует, то можно направить еще одно — в жилищную инспекцию в вашем районе либо в прокуратуру (как правило, на запросы, связанные с тематикой ЖКХ, они реагируют).
Обратите внимание, что такое обращение уместно только в том случае, если на руках есть все обязательные документы, а именно:
- Акт о проведении поверки водомера;
- Акт о вводе конкретного водомера в эксплуатацию.
С какой целью проводят перерасчет воды?
Рассмотрим пункты, которые связаны с общедомовым потреблением холодной воды в Москве. К ним относят:
- Расходы воды (холодной) для уборки подъездов;
- Использование воды для полива растений, которые произрастают на придомовой территории;
- Расходы воды на помывку провода сетевого типа;
- Наличие потерь при транспортировке.
Для горячей воды перерасчет проводится, даже если водосчетчик у абонента установлен:
- Перерасчет за то количество воды, которая сбрасывается в канализацию при проведении ремонтных работ;
- Горячую воду относят к истраченной жильцами при проведении в доме прессовочного процесса (когда создается испытательное давление);
- При обнаружении в водопроводных сетях значительных потерь горячей воды.
Периодичность проведения поверки водомеров
Как правило, межповерочной интервал прибора учета воды зависит от конкретного производителя водомеров.
В настоящий момент в среднем такой интервал составляет 4-5 лет для систем горячего водоснабжения и до 6-ти лет – для систем холодного водоснабжения.
Рачительные хозяева заблаговременно стараются провести поверку водомера. В этом случае любые заминки и проволочки не приведут к появлению лишних сумм в платежках за воду.
Рекомендуем следить за исправностью своих счетчиков и не пропускать даты проведения очередных поверок.
Если возникают спорные моменты касательно оплаты услуг водопотребления – не стесняйтесь отстаивать собственные интересы, ссылаясь на законодательные акты РФ, регламентирующие правила предоставления населению коммунальных услуг.
Только так возможно платить не какие-то эфемерные суммы, которые выставляет управляющая компания, а оплачивать исключительно то количество воды (холодной/горячей), которое реально потребили Вы и Ваша семья за отчетный период (согласно показаниям приборов учета).
Не подавали показания по счетчикам за воду 5 месяцев.
На 5 ом сделали контрольное снятие. Но УК отказывается делать перерасчёт за 4 и 5 месяцы, начисленные по нормативу и сверх нашего обычного потребления в разы. Что делать и на что ссылаться? Спасибо.
Условия, при которых УК обязана выполнять перерасчет, прописаны в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 15.09.2018) “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” . Приборы учёта у Вас функционируют исправно, насколько я понимаю. Поверку прошли, а это значит, что юридически и фактически потребление Вами воды зафиксировано ими достоверно. В случае отказа имеете право обратиться в суд. Перед этим подайте претензию.
Начисление сначала течение 3 месяцев по среднему, а потом по нормативу правомерно в данном случае. УК руководствовалось пунктами 59 и 60 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов”.
Согласно пункту 59 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354
59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления – исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления – не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42.1 настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, – начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, – то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, – начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте “г” пункта 85 настоящих Правил, – начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета (распределителям), до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом “е” пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В силу пункта 60 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами “а” и “в” пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом “б” пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Однако если фактическое потребление меньше нормативов, приборы учета поверены и исправны, то имеет смысл потребовать перерасчет в судебном порядке, подав исковое заявление в порядке, предусмотренном статьями 131-132 ГПК РФ.
Как сделать перерасчет за воду по счетчикам: заявление, порядок по 354 постановлению
Платежи по коммунальным услугам составляют в бюджете россиян немалую долю, зачастую превышая 1/5-1/4 всего дохода. Именно поэтому важно контролировать, чтобы в квитанциях ЖКХ фигурировали только реально потребленные семьей услуги (это касается и водоснабжения), и не стесняться требовать перерасчет по платежам.
Что такое перерасчет за воду в квитанции ЖКХ
В зависимости от того, какими удобствами обеспечено жилое помещение, потребителю приходится оплачивать холодную и горячую воду, электроэнергию, газ или твердое топливо, водоотведение (сточные воды), сбор и вывоз мусора (ТБО). Согласно частям 4-5 ст. 154 Жилищного кодекса РФ в плату за «коммуналку» входят и вода (холодная и горячая), энергия, водоотведение, затрачиваемые на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Общий платеж, выставляемый управляющей компанией потребителю-квартиросъемщику (или собственнику), рассчитывается из показаний индивидуальных счетчиков (квартирных) и общедомовых приборов учета. Если счетчиков нет — оплата считается по нормативам потребления коммунальной услуги. Такой порядок установлен и для расчетов за воду (Правила, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 2011г).
В ряде случаев, квитанция на оплату коммунальных услуг содержит графу перерасчет, корректирующую общую сумму платежа в большую или меньшую сторону. В большую сторону сумма корректируется ресурсоснабжающими организациями по итогам проверок счетчиков, а вот для уменьшения сумм по тем или иным основаниям, жильцам придется писать заявление на перерасчет.
Разница между начисленной и уплаченной раньше суммой за воду, и суммой, которая в реальности должна быть оплачена, и составляет величину перерасчета за воду.
Основания для перерасчета
Действующее законодательство предусматривает возможность предоставить перерасчет сумм за воду, и другие коммунальные ресурсы.
Если в квартире стоят счетчики, делается это по одному из следующих оснований:
- По результатам проверки приборов учета в квартире. Если показания, которые передавал владелец жилья для расчета платежей, не соответствуют тем, которые обнаружили при проверке представители поставщика ресурсов, делается перерасчет по данным проверки. При этом возможна ситуация, как уменьшения суммы (если показания подавались с завышением объемов), так и ее увеличения (если показания занижались).
- При нарушении правил подключения потребителя к сетям. В этом случае пересчет за услугу делают на основании акта комиссии, установившей факт неправильного подключения. В этом случае потребителю доначисляют плату за неучтенный ресурс (для воды — это делают исходя из пропускной способности труб) и дают предписание об устранении такого подключения. Если невозможно установить, с какого времени существует неправильное подключение, плату доначисляют за три предыдущих месяца (по 354 Постановлению, пункт 62).
- В случае факта вмешательства в работу счетчиков. Частыми причинами перерасчета по этому основанию является утрата пломб, пропуск сроков после поверки счетчиков и т. д. Перерасчет делают с даты установки пломб и устройств, позволяющих фиксировать несанкционированное вмешательство в работу счетчиков, но не больше, чем за три месяца, предыдущих до того, в котором установлено вмешательство в работу приборов.
- При предоставлении услуг (в том числе ХВС, ГВС) с перерывами, превышающими нормативную продолжительность, или ненадлежащего качества (к примеру, горячей воды низкой температуры). Одновременно лицо, виновное в оказании некачественных услуг, отсутствии их, обязано уплатить потребителю штраф (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ, раздел 9 Правил № 354).
Как следует из изложенного, инициатором перерасчета могут выступать как сам потребитель, так и представители коммунальных служб, уполномоченные проводить проверки потребления соответствующих ресурсов.
Порядок перерасчета коммунальных услуг
Корректировка сумм, начисленных за коммунальные услуги, может производится:
- На основании протокола или акта обследования/проверки приборов учета;
- По заявлению потребителя.
Если инициативу проявляет гражданин-потребитель коммунальных услуг, он должен обратиться с заявлением в компанию-поставщик соответствующих услуг (теплоснабжающую или водоканал). Заявление следует зарегистрировать (сделать отметку о приеме на копии заявления). Если есть дополнительные документы (акты осмотра, заключения о качестве и т.д.), они также приобщаются к заявлению.
В срок не более 5 рабочих дней заявление должно быть рассмотрено. В случае положительного решения счета за коммунальные услуг будут пересмотрены, а излишне уплаченные суммы зачтутся в счет будущих платежей (то есть в последующие периоды потребитель вправе оплачивать меньшие суммы).
В случае отказа сделать перерасчет, гражданину остается решать, что делать далее: он вправе обращаться по собственному выбору в Роспотребнадзор (по качеству услуг), прокуратуру или в суд.
Как сделать перерасчет за воду по счетчику
Наиболее часто встречающаяся ситуация, требующая перерасчета начисленных сумм за ХВС или ГВС — неправильно переданные показания в ресурсоснабжающую организацию, в результате чего произошла переплата за воду.
Порядок действий, которым необходимо следовать, следующий:
- Зафиксировать точные показания приборов с участием поставщиков. Для этого необходимо вызвать специалистов из тепло- водоснабжающей организации и оформить акт.
- Приложить к заявлению документ осмотра приборов учета, передать его в расчетный отдел поставщика услуг.
- Ожидать перерасчета, который будет отражен в следующей квитанции на оплату.
Перерасчет за воду по счетчику делается поставщиком услуги согласно п. 61 Правил, утв. Постановлением 354. При этом новые показания счетчиков, снятые комиссионно, по заявлению потребителя, принимаются к перерасчету только если установлено, что сами счетчики исправны, не истек срок поверки, не нарушена целостность пломб.
Горячая вода не соответствует норме — как сделать перерасчет
Плата за горячее водоснабжение составляет существенную часть от всех коммунальных услуг, а качество его не всегда удовлетворительно. Если из крана идет ржавая, или чуть теплая вода, если имеют место перерывы в снабжении, потребитель вправе рассчитывать на пересчет сумм за ГВС ненадлежащего качества.
По СанПиН температура ГВС должна быть не менее 65 градусов, а согласно «Правил предоставления коммунальных услуг» колебания в течение суток не могут превышать 3-5 градусов. Согласно «Правил», если температура ГВС ниже 40 градусов — ее оплата происходит по расценкам ХВС, а если не дотягивает до норматива 65 градусов — стоимость оплаты снижается на 0,1% за каждые 3 градуса ниже нормы.
Если качество воды не устраивает потребителя, он вправе подать заявку-претензию в управляющую компанию (или ТСЖ, ЖСК). Согласно п. 104 Правил, обследование по факту обращения лица должно быть проведено в течение 2-х часов (или в другой срок по согласованию сторон). Акт о проверке составляется комиссионно, потребителю выдается свой экземпляр.
В случае отказа УК в проведении проверки, жильцы вправе составить совместный акт, который впоследствии станет основанием наложит штраф на УК. Если же факт температуры горячего водоснабжения подтвержден, он приобщается к заявлению на перерасчет, который подается в теплоснабжающую организацию (если договор заключен с ней), или в УК (если по договору с потребителем оплата происходит через нее). При этом указывается период, в течение которого услуга была несоответствующей (такой период определяется по п. 112 Постановления 354).
Разница по счетам за ГВС засчитывается в счет будущих периодов (то есть последующих месяцев).
Кто отвечает за горячую воду
Часто бывает, что желая получить перерасчет за ГВС, потребителю приходится выяснять, кто отвечает за горячую воду, ее температуру и качество.
При этом следует помнить, что взаимные расчеты граждане производят с теми организациями, с кем имеется заключенный договор на тепло-водоснабжение.
Чаще всего за доставку воды жильцам многоквартирных домов отвечают управляющие компании, а теплоснабжающие организации несут ответственность за температуру и качество воды только до точки раздела (границы) между централизованной системы и домовой системой.
Документы, на основании которых можно произвести перерасчет
При требовании потребителя ЖКУ о перерасчете платы за воду, горячую или холодную, к заявлению необходимо приложить документы-основания.
Такими документами могут служить:
- При уточнении показаний приборов учета — акты проверки приборов, документ о поверке;
- При подаче воды ненадлежащего качества —акт замера температуры, акт об отсутствии водоснабжения, протоколы экспертизы качества воды и пр.
Также могут служить подтверждающими документами выписки из книг заявок ЖКУ, УК (о заявках, их устранении).
Образец заявления на перерасчет горячей воды
Установленной формы заявления на перерасчет платы за воду не существует.
По общему правилу, необходимо при написании такого заявления указать наименование адресата — организации, в которую заявление подается (УК, ТСЖ, поставщик ресурсов), ФИО и адрес, по которому проживает заявитель (квартира, жилое помещение), для которого необходимо сделать перерасчет, и текстовую часть, содержащую причину и обоснование перерасчета.
Хорошо подкрепить заявление ссылками на Правила предоставления коммунальных услуг, СанПиН и др. нормативные акты. Документы, прилагаемые к заявлению, нужно указать в нем. Обязательно проставить подпись и дату заявления, а также оставить себе копию с отметкой о его принятии к рассмотрению.
Знать, как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе холодную и горячую воду, если они не соответствуют норме или если допущены неточности и ошибки в передаче информации со счетчиков, можно и нужно. Не стоит только забывать о порядке предоставления перерасчета, и подтверждать свои требования соответствующими документами.
10.09.2014 | Перерасчеты при наличии ИПУ
Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.
На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.
Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.
Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.
Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.
Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.
Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!
Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».
Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.
А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!
А что по этому поводу говорят Правила 354?
Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».
Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.
А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению – 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению – 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению – 24 часа в месяц (суммарно).
Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.
И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:
Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 – 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».
А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость – разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.
Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.
Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью):
«98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».
Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!
Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!
Тут же возникает вопрос – а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги».
Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?
На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.
Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.
А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.
Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:
1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.
То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.
2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.
То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.
Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям, независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги
продолжение темы перерасчётов здесь
Читайте далее: